Социальные программы » Проект "Я за себя отвечаю" » Концепция программы

Концепция программы

Программа первичной профилактики употребления алкоголя несовершеннолетними «Я за себя отвечаю»

Цели и задачи программы:

Цель программы  - способствовать осознанному отказу от употребления алкоголя несовершеннолетними. Для достижения поставленной цели программы решает следующие задачи:

  • Информирование подростков  о механизме действия алкоголя на организм; о негативных последствиях употребления алкоголя, актуальных для подростков; о симптомах формирования алкогольной зависимости; о мотивах и причинах употребления алкоголя; о том, куда можно обращаться за помощью.
  •  Формирование у подростков представлений о собственных рисках, связанных с употреблением алкоголя.
  •  Формирование у подростков представления об отказе от употребления алкоголя как о норме поведения.
  •  Формирование навыков аргументированного отказа от употребления алкоголя (самоэффективности отказа от употребления алкоголя).
  •  Вовлечение подростков в позитивную социально значимую деятельность, во взаимодействие со сверстниками и компетентными взрослыми.
  •  Информирование родителей о мерах профилактики употребления алкоголя подростками, которые они могут реализовывать самостоятельно.
  •  Формирование у педагогов и психологов школ навыков эффективного взаимодействия с подростками и их родителями.
  •  Создание поддерживающей среды для реализации профилактических мер в школе, что включает в себя информирование родителей и педагогов школ о мерах профилактики употребления алкоголя подростками.

 

Краткое описание программы

Программа «Я за себя отвечаю» носит комплексный характер и состоит из программы для подростков, а также информационной, методической и психологической поддержки окружающих подростка взрослых (родителей, педагогов, социальных педагогов). Базовой частью проекта является программа первичной профилактики употребления алкоголя несовершеннолетними, которая разработана и реализована на базе общеобразовательной школы. Отличительной чертой данной программы является личностная направленность профилактики, понимание того, что обращение к психоактивным веществам позволяет человеку удовлетворить свои актуальные, но неосознаваемые потребности, это попытка неадекватными средствами разрешить психологические сложности и проблемы. Установление доверительных отношений и вовлечение подростков в интересную, необычную, творческую деятельность, которая включает тематический контекст – наиболее эффективный способ перехода от формальной нормы, запрещающей употребление алкоголя к формированию у подростка внутренней осознанной позиции, предполагающей аргументированный отказ от употребления алкоголя в различных социальных ситуациях.

Работа со взрослыми (информирование и консультации профессиональных психологов) являются неотъемлемой частью проекта, которая повышает эффективность профилактической работы с подростками.

Взрослые могут (иногда неосознанно) отделять собственные проявления и свое поведение от процесса воспитания, таким образом, создавая двойные послания, что способствует разрушению доверительных отношений и повышению риска неадекватного поведения подростков, включая употребление алкоголя. У взрослых может быть страх обращения к сложным темам (в которые входит и употребление алкоголя), объясняемый, например, стереотипными представлениями, типа- "не буди лихо, пока оно тихо" или с недостаточным знанием и умением как говорить на сложные темы.

В связи с вышесказанным программы для взрослых направлены на развитие навыков эффективного взаимодействия с подростком, умение строить и поддерживать доверительные отношения, умение говорить с ребенком на сложные темы, а для педагогов еще и на формирование и развитие профессиональной позиции и развитие навыков взаимодействия с родителями.

 

Обоснование программы

По данным отчета по оценке эффективности программы «Я за себя отвечаю», проведенной в 2017 году, употребление алкоголя подростками вызывает большую обеспокоенность у специалистов органов здравоохранения, образования, социальной защиты и родителей.

Употребление алкоголя у подростков ассоциируется, в основном, с положительными эмоциями: ощущением расслабленности и радости; из отрицательных последствий подростки отмечают головокружение и ущерб здоровью. В целом, положительные ожидания от употребления алкоголя у подростков значительно перевешивают отрицательные. Это может быть связано как с имеющимся опытом употребления, так и с ожиданиями, которые формируются под воздействием семьи, сверстников и культуры.

Национальная алкогольная политика предусматривает меры ограничения доступности алкоголя для подростков в виде запрета на его приобретение несовершеннолетними. Однако легальные ограничения подростками преодолеваются. Эффективность ограничительных мер лимитируется не только качеством исполнения законов, но и тем, что эти меры не влияют на психологические факторы, которые вовлекают вовлечения подростков в употребление алкоголя.

Программа «Я за себя отвечаю» предполагает воздействие именно на психологические факторы вовлечения подростков в употребление алкоголя. Она основана на положениях нескольких теорий, объясняющих формирование поведения в сфере здоровья: на теории социального научения, теории социального развития и теории ожидаемого действия алкоголя.

Таким образом, если семья, сверстники и массовая культура транслируют позитивные ожидания от употребления алкоголя, а ситуации отказа от употребления алкоголя не обсуждается, это создаёт условия для раннего вовлечения в употребление алкоголя. Алкогольные нормы в семье и среди сверстников увеличивают риск алкоголизации, так как подавляют самоэффективность отказа от приема алкоголя и способствуют формированию позитивных ожиданий от употребления алкоголя.

Вероятность начала употребления алкоголя подростками или употребления подростками алкоголя с тяжелыми медицинскими и социальными последствиями снижается, если негативные ожидания от употребления алкоголя перевешивают позитивные, и если подростки обладают навыками отказа от употребления алкоголя как в эмоционально нейтральной ситуации, так и в ситуации эмоционального или социального давления (например, могут привести аргументы в пользу отказа от употребления алкоголя).

Положения этих теорий применяются в программе «Я за себя отвечаю» следующим образом:

  • в программе уделяется основное внимание тому, что употребление алкоголя подростками не допустимо, при этом от формальной нормы, запрещающей употребление алкоголя, осуществляется переход к формированию у подростков внутренней осознанной позиции, предполагающей аргументированный отказ от употребления алкоголя в различных социальных ситуациях;
  • детально разбираются негативные физиологические и социальные последствия употребления алкоголя, – прежде всего, не отдаленные, а актуальные для подростков, признаки формирования алкогольной зависимости, участники программы анализируют собственные риски, связанные с употреблением алкоголя;
  • для повышения самоэффективности у подростков формируются навыки уверенного аргументированного отказа от употребления алкоголя в различных социальных ситуациях, в том числе в ситуациях группового давления, подростки информируются о том, где они в случае необходимости могут получить психологическую помощь;
  • в программе создаются возможности для участия подростков в совместной деятельности, направленной на создание роликов творческого продукта социальной рекламы (ролики или плакаты), которые потом демонстрируются на общешкольном фестивале. Это развивает навыки эффективной совместной деятельности, которая в конце подкрепляется позитивными оценками сверстников и учителей, увидевших социальные ролики, подготовленные подростками;
  • отдельное внимание уделяется формированию у педагогов и родителей представлений об их роли в профилактике употребления алкоголя подростками, в том числе в формировании у подростков социальных норм, связанных с употреблением алкоголя.

 

Расписание ближайших событий

  Дата Ведущие Тема  
май 2025 Тамара Сикорская Программа профессиональной подготовки супервизоров для специалистов в области психологического и психотерапевтического консультирования
Подробнее...
 
сентябрь 2024 - ноябрь 2024  Ирина Гуревич Онлайн-мастерская по работе с детьми
Подробнее...
 
апрель 2024 - июнь 2024 Елена Ларионова и Сергей Валюхов Онлайн-мастерская по работе с психотерапевтическими группами
Подробнее...
 
сентябрь 2024 Преполаватели Института Гармония

Международная школа психотерапеии, консультирования и ведения групп 
Подробнее...

 
 

 

Институт Гармония © 2023